Сказ, сюжет и народная антропология

Методология

Сказ, сюжет и народная антропология

 

                                                                                                             Любое самосознание начинается с сюжета — с мифа, сказа. Главный герой всегда собирательный персонаж своего времени и места, а метод рассказа - отображение инструментального прогресса. Сегодня у людей существует как многообразие приспособлений, так и плодотворные результаты применения аудиовизуальных технологий для воссоздания сюжетов и форм культур от малых, исчезающих народностей, до целых цивилизаций.     

 

YZORIA расскажет о нынешних возможностях и трудах в освоении этих областей. Рассматриваемые примеры свидетельствует о способствовании к преодолению национальных розней благодаря продуктивной технической направленности, имеющей в основании крепкую методологию и глубинный смысл.  Русь, объединяя в себе многие народности, особо бережно относилась к, присущей им антропологии местности, связанным традициям и особенностям быта.

Здесь же, к вниманию, прекрасный портал-архив народных сказок, собранных с разнообразия наших краев.

 

 

 

 

Для ознакомления представлены уникальные отечественные исследования, посвящённые сюжету, сказу, и народной антропологии:

В. Я. Пропп (основатель структурализма в фольклористике) "Исторические корни волшебной сказки" и «Морфология сказки» 1930-е г.: первый полноценный анализ структуры построения и атрибутов сказочного сюжета (к сравнению «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбэлла, так повлиявший на Лукаса снявшего Звездные Войны, так же относится к сравнительной мифологии, но написан на 20 лет позже — в 1949г.). Проведена работа над выявлением повторяющихся функций и действующих лиц. Очерчена параллель между сказочным сюжетом и народным обрядом инициации. Ведущее исследование для сценарного и традиционно-мифологического построения.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю. М. Лотман «Структура художественного текста» 1970г. Юрий Михайлович обучался у Владимира Проппа, и, в последствии, заложил основы семиотики (а так же целой Московско-Тартусской семиотической школы 1960-е — 1985г) — науки о знаках. Знаковые построения важны для воссоздания контекста, т.е. композиционного ‘здания’, наполненного тем или иным смыслом. Это то, что окружает героев, сюжет их действий, присущие всем без исключения человеческим культурам. Знаки Да Винчи, Босха, ранних христиан или племенной ритуальной атрибутики — все это семиотические системы, которые через метод кодирования могли сохранить смысл до поздних поколений вне зависимости от языковых смен, смешений и искажений. «Структура художественного текста» рассказывает о принципах сюжетного построения на основе анализа русской литературы, а так же принципах кодирования в искусстве.

 

       Антропология как исследовательское направление рассматривала культуру как совокупность норм, ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями. Итоговым результатом является аудиовизуальная, документальная, музейная практика, практика реконструкций (в т.ч. виртуальных), нововведения в научно-образовательный процесс, влияние на медиаповестку и качество художественного сопровождения контента. Помимо того, составление обьективной картины реальности, представленной в совокупности многообразия народно-этнических форм, разумеется, выполняет консолидирующую функцию, способствующую как взаимодополнению так и составлению общих основ.

 

       Первой в антропологических целях использовать камеру начала этнограф и антрополог Маргаред Мид в середине XX века. М. Мид показала, что "основным методом исследования антрополога является нe эксперимент, а наблюдение и личное участие <...>, антрополог погружается в местную обстановку и наблюдает за происходящим, но не становится туземцем". Суть работы антрополога, по мнению М. Мид, заключается в том, чтобы "принимать людей, среди которых они работают, такими же разумными существами, как они сами, не больше и не меньше". Западное направление развивалось исторически по ходу колониальных освоений.

 

Для ознакомления можно отметить таких представителей как Лео Фробениус, Франц Боас, Рут Бенедикт, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, М. Херсковиц, Люсьен Леви-Брюль, Клод Леви-Стросс и Клиффорд Гирц. Становлением визуальной антропологии занимались Жан Руш, Ричард Ликок, Джон Маршалл, Колин Янг, Джей Руби, Асен Баликси. Роберт Флаэрти ввел такое понятие как «Созвучная камера» (т.е. съемка на этических принципах), цель которой — сохранить естественную атмосферу события, достоверность поведения участников съемки. В идеале — получить видеодокумент, в котором бы запечатлелись сущностные проявления снимаемой культуры, ее глубинные закономерности; добиться того, чтобы люди с экрана выглядели в глазах зрителей представителями своего сообщества, равноправными участниками диалога со зрителями, относящимися к другим культурам.

 

* * *

 

Русская ветвь особо примечательна не только разнообразием народностей, но и традиционным диапазоном. Так, по одной старообрядческой тематике в Центре визуальной антропологии МГУ снято около 800 часов видеодокументаций в разных регионах России — в Поволжье, Приуралье, Молдавии, на Северном Кавказе, Украине, Алтае.

 

       Вообще если говорить об истории этнографических съемок в России, то к первым из них можно отнести работы кинохроникеров начала ХХ столетия, начиная с операторов братьев Люмьер и продолжая студией научного кино Ханжонкова. Но сам пик общественного интереса к «национальной» тематике пришелся на вторую половину 1920-х – начало 1930-х гг., когда процветал такой специфический жанр, как культурфильм. Его разновидностью был фильм этнографический. Культурфильм, имеющий статус документальности в сочетании с научным авторитетом этнографии и построенный на обязательной идеологической основе, визуализировал процесс превращения населяющих советское пространство коренных народностей в «социалистические нации». Своего рода карту этого пространства был призван представить «Киноатлас СССР», проект беспрецедентный по замыслу и масштабам, но так и не реализованный. Он должен был объединить силы специалистов науки и кинематографа для создания 150-серийного киноальманаха о жизни в разных уголках необъятной страны. 

 

Основателем, сценаристом и теоретиком документального кино как инструмента визуальной антропологии, в России принято считать Дзигу Вертова. Он снял легендарного «Человека с киноаппаратом» (1929), использовал монтаж для передачи идеологических целей, придумал такие методики как 'киноглаз' и 'скрытая камера'.

Агенты-операторы Вертова были направлены в различные уголки Союза с задачей снять максимально подробные киноматериалы, характеризующие годовой хозяйственный цикл в определенном этническом сообществе. При этом исходя из пожеланий заказчика (Госторга) особое внимание необходимо было обратить на традиционные виды бытования: добычу пушнины — у тунгусов, оленеводство — у коми, овцеводство — у народностей Кавказа и т. д. В результате было снято весьма значительное количество этнографических сюжетов, вполне достаточное для создания самостоятельной киноработы по каждой из выбранных народностей. И поскольку из исходных 26 тыс. метров пленки в итоговый фильм было включено лишь около тысячи, на основе невостребованных киноматериалов в 1926–1927 гг. было создано несколько отдельных этнографических лент. Так, из съемок оператора П. П. Зотова монтажером Е. И. Свиловой был сделан фильм «Тунгусы». На исходниках оператора Я.М.Толчана основано два фильма — «Жизнь нацменьшинств» и «Бухара». Из материалов, снятых операторами С. А. Бендерским и Н. Н. Юдиным, был смонтирован этнофильм «Охота и оленеводство в области Коми». А кинокадры И.И.Белякова и А.Г.Лемберга вошли в кинокартину «Самоеды».

 

      Эти методы оптимизируют процессы выстраивания образцов культур на основе и их схожести и разнообразии форм. Преодоление ксенофобской пагубности и воссоздания самосознания лежит за культурным обменом, в основе которого заложено взаимное уважение, вытекающее из него доверие, и, конечно же, открытый интерес.